Электрокар: что это, устройство, чем отличается от электромобиля



Электрокар, электромобиль, гибрид – в названиях эко-транспорта легко запутаться. Давайте узнаем, что такое электрокары на самом деле и что общего у машин для гольфа с Tesla и Nissan Leaf.

Что такое электрокар

Электрокар (ЭК), согласно термину Большой российской энциклопедии – это вовсе не автомобиль, а «самоходная безрельсовая колесная тележка», которая получает питание от аккумуляторной батареи и приводит колеса в движение с помощью электродвигателя.

Согласно энциклопедии, такой карт может развивать скорость до 16-20 км/ч, но данные давно устарели. Современные электрокары могут разгоняться до 40 км/ч, перевозить многотонный груз на прицепе и вмещать столько пассажиров, сколько не поместится даже в кроссовер.


Гольфкар на 8 посадочных мест

Факт: своим появлением электрокары отчасти обязаны гольф-карам, которые стали популярны в США в 1930–1940-х годах. Изначально на таких машинах ездили только пожилые гольфисты и люди с ограничениями здоровья, но позже их стали использовать почти все игроки.

Электрокары используют для перевозки пассажиров и грузов:

  • на футбольных стадионах и полях для гольфа;
  • во внутренней логистике крупных предприятий – например, на электрических картах передвигаются между складами сотрудники Amazon;
  • в аэропортах, как трансфер от терминала к посадочной полосе;
  • в туристической сфере – для перевозки туристов в пределах парков, территорий отелей, выставочных центров;
  • в сфере ЖКХ – для обслуживания парковых зон.

По сути электрокар – это универсальная рабочая машина, но с небольшими ограничениями. Например, на нем нельзя выехать на дорогу общего пользования – эксплуатация такого транспорта на городских улицах или трассах запрещена российскими ПДД.

Устройство электрокара: как это работает

Карт на электрической тяге приводится в действие электродвигателем: получая энергию от АКБ, которая установлена в самой машине, он передает колесам крутящий момент и заставляет транспорт двигаться вперед. Привод может быть:

  • задним, то есть крутящий момент передается только задней паре колес;
  • полным, когда двигатель «крутит» все четыре колеса.

Модели с полным приводом более проходимые, им не страшны глубокие лужи и грязь. Карты с задним приводом оснащают дифференциалом, который регулирует скорость вращения колес относительно друг друга и тоже придает машине устойчивость.


Аккумуляторы и разница между ними

В карты обычно устанавливают электродвигатели мощностью 48 или 72V, которые питаются от блока аккумуляторных батарей. В разных моделях используют разные типы аккумуляторов:

  • Свинцово-кислотные – самые простые, обычно рассчитаны на 500-800 циклов заряда и разряда. Довольно тяжелые и чувствительные к температуре, долго заряжаются и не любят глубокий разряд.
  • Литий-ионные. Имеют низкий уровень саморазряда (в среднем 4-6% за месяц) и могут работать при температуре до 0 °С. Чувствительны к жаре и сильным морозам, со временем теряют емкость и стоят больше свинцово-кислотных.
  • Литий-железо-фосфатные (LiFePO4). Наиболее передовые аккумуляторы, которые выдерживают до 4000 циклов заряда и разряда. В отличие от литий-ионных, почти не подвержены риску возгорания или взрыва. Сохраняют работоспособность при -25°С.

У современных электрокаров батареи оснащают системами BMS (Battery Management System). BMS контролирует диапазоны напряжения, ток и температуру, при которой работает аккумулятор, поддерживает сбалансированный заряд между ячейками и защищает АКБ от перегрузок.


Отсек батареи гольф-кара

Факт: всесезонные карты, на которых можно передвигаться даже зимой, оснащают системами подогрева аккумуляторов и термочехлами. Благодаря такой системе батарея не теряет мощность и стабильно работает даже в мороз.

Подвеска и тормозная система

Простые карты могут оснащаться зависимой подвеской, которая плохо подходит для пересеченной местности. В зависимой подвеске, в которой колеса жестко попарно соединены с осью, когда одна из шин преодолевает препятствие, вторая может потерять сцепление с дорогой.

На более технологичные гольф-кары устанавливают независимую подвеску, схожую с автомобильной. Распространенный тип – передняя независимая подвеска McPherson, которая состоит из двух элементов:

  • гидравлический амортизатор, который гасит энергию колебания;
  • спиральная жесткая пружина, которая позволяет кузову не «ударяться» о препятствия, а раскачиваться на них.

Пружина с амортизатором образуют амортизационную стойку. Благодаря двум таким стойкам при езде по неровной дороге кузов электрокара проходит мелкие ямы и кочки плавно – пружина сглаживает удары, а амортизатор не дает ей раскачиваться и возвращает в исходное положение.

Как и автомобили, карты могут оснащаться барабанными или дисковыми тормозами. Вторые обеспечивают более плавное торможение и быстрее охлаждаются, что полезно при езде в холмистой местности.

Отличия электрокара от электроавтомобиля


Tesla Cybertruck

Электрокарами иногда называют электромобили – например, знаменитый Cybertruck от Tesla. Это неверное определение. В отличие от электромобилей, ЭК:

  • относятся к спецтехнике;
  • обычно менее мощные;
  • не могут использоваться на дорогах общего пользования.

Электромобили, в свою очередь, могут ездить там же, где и обычные машины с ДВС – на городских дорогах, на трассах, во дворах, на внутренних объектах предприятий. Как и карты, иногда их используют в регионах, где езда на обычных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания запрещена законом.

Факт: электромобиль может быть гибридным – в такой машине ДВС соседствует с электромотором, и использует энергию сгорания топлива, например, для заряда аккумуляторной батареи.

Какие бывают электрокары: виды и разница между ними

Электрокары оснащают двигателями разной мощности, дополнительными сиденьями, отсеками для багажа, специальными узлами и техникой в зависимости от того, для чего предназначена конкретная машина. Есть 4 базовых типа картов:

  • Для гольфа. Могут иметь до 8 посадочных мест и багажное отделение, в котором обычно перевозят клюшки. Как правило, такие ЭК ездят на специальной резине, которая не повреждает газон, но обеспечивает достаточное сцепление с поверхностью.
  • Грузовые для складов, логистических перемещений (пример: Eruzo Cart 6 или Heavy Cart). Применяются в качестве «тяговых лошадок» или для трансфера сотрудников между отделениями большой организации. Для таких ЭК приоритетные качества – мощность двигателя и экономичность.
  • Пассажирские для отелей, парков. Вмещают до 6-8 пассажиров, используются обычно в жестких условиях курортных городов. Аккумуляторы машин, которые эксплуатируются в жарких регионах, должны быть хорошо защищены от перегрева.
  • Для коммунальных служб. Спецтехника на электротяге, которую оснащают спецоборудованием. Используется для широкого круга целей – от уборки листвы и снега до перевозки твердых отходов. Для таких моделей важен запас хода на одном заряде и мощность мотора.

Для пересеченной местности или жестких нагрузок больше подходят полноприводные карты – они более проходимые и мощные. Заднеприводные модели могут использоваться в сфере туризма и коммунальных хозяйств, для перевозки спортсменов или простой внутренней логистики.


Оптика гольф-каров Eruzo с динамическим сигналом поворота

У электромобилей-картов, как у любых автомобилей, есть своя иерархия классов по оснащению и «комфортности». Недорогие модели, как правило, имеют задний привод и простую подвеску, в них нет сложной электроники, используются простые свинцово-кислотные аккумуляторы. Карты премиум-сегмента, в свою очередь:

  • более производительные и мощные – используют батареи LiFePO4 и двигатели мощностью до 4 кВт;
  • более плавно идут по любому покрытию за счет независимой подвески и тщательно спроектированного протектора резины;
  • для зимних поездок могут оснащаться закрытым салоном, системами подогрева аккумуляторов (например, серия Premier 6 или Tour 6);
  • имеют мультимедийные экраны, порты для зарядки телефонов, динамические сигналы поворотников и другие опции для комфорта и безопасности.

Чек-лист: всё, что нужно знать об электрокарах

Соберем основные тезисы статьи в короткий чек-лист:

  • электрокар – это транспорт, который для работы использует электродвигатель и энергию аккумуляторных батарей;
  • в отличие от электромобилей, ЭК нельзя использовать на дорогах общего пользования;
  • компактные и маневренные карты применяют в спорте, туризме, внутренней логистике предприятий, коммунальном обслуживании;
  • характеристики карта зависят от типа и мощности его двигателя, а также материалов аккумулятора;
  • наиболее продвинутыми для ЭК считаются литий-железо-фосфатные батареи – они безопаснее, чем литий-ионные, и служат дольше обычных свинцово-кислотных;
  • у электрокара и электромобиля много общего – дальность хода у них зависит от емкости батарей и расхода энергии мотором, оба вида техники оснащают амортизационными стойками, полноценной дорожной оптикой, возможностью регулировки водительского сиденья, мультимедиа-экраном и другими полезными опциями;
  • большинство картов не имеют закрытого салона, исключение – зимние модели с герметичной кабиной, которые могут оснащаться системой подогрева и специальными шинами, которые отвечают за сцепление на скользком покрытии.

Технологии развиваются – гольф-кары становятся более мощными, повышается дальность их хода, совершенствуется техника производства батарей. В будущем они могут стать частичной или полной заменой привычному сегодня транспорту на бензине или дизельном топливе.



Вернуться к новостям